|
|
Маша никогда не откажется от России!
Об этом корреспонденту «СС» заявил первый тренер Марии Шараповой Юрий Юдкин, продолжающий консультировать лучшую теннисистку 2004 года
Главное открытие года в женском теннисе – 17-летняя россиянка Мария Шарапова. Чего стоят только два выигранных турнира – Уимблдон и чемпионат ВТА! Однако в последние дни вокруг ее имени ходят не самые приятные разговоры. С них и начал свою командировку корреспондент «СС», вылетевший в Сочи.
Именно здесь, на открытых кортах парка Ривьера, Маша Шарапова познавала азы тенниса. С ее детским тренером и встретился спецкор «Советского спорта»…
Начинать пришлось со скандала. Напомню, на чемпионате ВТА в Лос-Анджелесе отец Маши Юрий Шарапов постоянно выкрикивал инструкции своей дочери, встречавшейся с Мыскиной. Что не понравилось ни проигравшей Насте, ни многим специалистам. «Когда Мария играет с российской девочкой, поведение Юрия становится просто невыносимым!» — заявила в прессе тренер сборной России Лариса Нейланд. А Мыскина выразилась жестче: «В одной команде с Шараповой играть не буду».
НАСТЯ ПУСТЬ САМА УХОДИТ!
— Юрий Васильевич, как прокомментируете заявление Анастасии Мыскиной? — мой первый вопрос детскому тренеру чемпионки.
— Пусть сама и уходит! — с ходу резко отреагировал Юдкин. Но тут же остыл: — Это ведь скандал не между девушками. А между Машиным отцом и Настей. Да, он ведет себя на трибуне эмоционально, выкрикивает подсказки. Мне, кстати, это тоже очень не нравится, думаю с ним поговорить на эту тему. Мы ведь регулярно созваниваемся… А Мыскина, я искренне это говорю, супертеннисистка! Только зачем уж так?
Выпустив пар, Юрий Васильевич улыбнулся. И, показав ракеткой на девчушку в белом теннисном костюме, энергично отбивавшую его подачи, сделал заявление для прессы: «Вон, видите? Это Даша! Двоюродная сестра Маши. Будет звездой!» Даша мило улыбнулась в объектив моей фотокамеры, после чего, коротко взглянув на своего отца Александра, продолжила тренировку. А я — беседу с Юрием Васильевичем.
— Так Юрий Шарапов с вами советуется перед турнирами?
— Да. Помню, был такой случай. Юра в шоке звонит: «Что делать?! Маша за последнее время вымахала на восемь сантиметров, потеряла скорость, ухудшилась координация, стала проигрывать!» Я ему: «Не паникуй! Она развивается, растет. Сажай ее на физподготовку, усиливай нагрузки на голеностоп, сгибатели бедра, укрепляй «прыжковые» мышцы – и все будет в порядке». Так и общаемся с ним все время. С Машей — реже.
— Следите за ее успехами? Переживаете?
— Когда она выиграла Уимблдон, я, простите, по-другому не скажешь, так заорал! Сорвал связки и два дня разговаривал шепотом. Юрий приехал в Сочи после Уимблдона, посмеялись над этим. Привез привет от Маши. Ведь последний раз мы с ней встречались осенью прошлого года здесь, в Сочи, после турнира в Японии.
— Сейчас Мария самая сильная на планете теннисистка?
— Она выиграла турнир, в котором участвовали восемь сильнейших теннисисток мира (Юдкин имеет в виду чемпионат ВТА в Лос-Анджелесе. — Прим. А.Б.). Есть еще резервы, за счет которых она может усилить игру. Какие? Ни за что не скажу, ведь этим могут воспользоваться соперницы! Это я буду обсуждать только с Юрием или с ней лично.
Юрий Васильевич хитро прищурился, закурил «Нашу марку» и замолчал в ожидании следующего вопроса.
— Самые сильные ее качества?
— Устойчивость нервной системы. Не паникует, борец по натуре, есть у нее, как я говорю, «железка» внутри.
— Шарапова сильнее Мыскиной или Дементьевой?
— Маша моложе – это плюс. В этом году она их обыграла, значит, сильнее.
МАША — НАША!
— Есть мнение, что «Маша — совсем не наша», американка, не патриот и прочее…
— Звонит мне Мария, а я спрашиваю: «Советуют тебе принять гражданство США?» Она мне: «Да уже замучили! Я отговариваюсь, мол, из Сибири родом, о каком американском паспорте речь?! Я никогда не откажусь от своей страны!» Марат Сафин долго тренировался в Испании, Света Кузнецова — тоже за границей занимается. Мне непонятен шум, раздутый вокруг Шараповой. Может, это зависть?
— Она верующий человек?
— Ее отец как-то сказал: «Смотрите, как после победы она воздевает руки к небу!» И добавил: «Она же на Пасху родилась». (Мария появилась на свет 18 апреля 1987 года в сибирском городке Нягань. — Прим. А.Б.)
ЮДКИН — О СЕБЕ
Он родился 17 августа 1936 года, сейчас — тренер по теннису СДЮШОР города Сочи. Где, кстати, нет до сих пор ни одного крытого удобного корта.
— Я всю жизнь прожил в Сочи, кроме четырех лет, когда учился на тренера в Государственном центральном институте физической культуры в Москве. Жил рядом с санаторием имени Орджоникидзе, где отдыхал тогдашний министр угольной промышленности Александр Засядько, большой поклонник тенниса. Я и увлекся.
Тренерский стаж Юрия Васильевича — 45 лет! Подготовил 20 мастеров спорта, сделал женскую сборную РСФСР чемпионом Союза, команда города Сочи под его руководством стала чемпионом СССР. В ней тогда играл и Евгений Кафельников.
— У вас сотни воспитанников, но среди них только одна суперзвезда…
— Не бывает, чтобы тренер открыл и воспитал много звезд… Мне очень хотелось найти человечка, который смог бы выиграть Уимблдон. И вот теннисный Эверест покорен!
— Известно, что Маша с трех лет на корте...
— Да, именно так, приходила сюда с папой, который играл. И почти каждый день в течение полутора лет невольно смотрела теннис. Пока я не взялся ее тренировать. К тому моменту у Маши сложились образы и понятия об ударах, подачах, приеме мяча. И когда я начал с ней работать, ей все это казалось уже знакомым. На корте она могла проводить сколько угодно времени — физически развита была здорово. От Маши я ни разу, клянусь, не слышал слов «устала», «не могу» или «не хочу». Даша — точно такая же.
ДЯДЯ МАШИ, ПАПА ДАШИ
У девятилетней сестры победительницы Уимблдона короткий перерыв, и я задаю ей несколько вопросов.
— Не устаешь на корте?
— Нет, — взгляд не по-детски серьезный.
— Следишь за выступлениями Марии?
— Да, мне она очень нравится!
— Мечтаешь о таких же успехах?
— Конечно! — серьезно отвечает Дарья и возвращается на корт.
Успеваю коротко поговорить с ее отцом Александром Шараповым, который младше Юрия на пять лет. На контакт он идет крайне неохотно. Возможно, из-за запрета старшего брата на общение с прессой всех родственников Марии, включая бабушку из белорусского Гомеля.
— Сколько тренировок в день у вашей дочери?
— По две шесть дней в неделю плюс общефизическая подготовка.
— Сколько лет было Даше, когда она начала заниматься?
— Пять. У Юдкина — с шести.
— А учиться она успевает?
— Занимается на «пятерки» в обычной средней школе, учит английский.
— Вы хотите, чтобы у нее было такое же будущее, как у вашей знаменитой племянницы?
— Да.
— Они очень похожи, как будто не двоюродные сестры, а родные, — оживляет разговор Юрий Васильевич. — Даша подражает Маше.
По-спортивному копирует сестру. У Маши прекрасная техника, рациональные движения — у Дарьи тоже. Но особенно у них схожи подачи, почти идеальное совпадение!
— Это хорошо или плохо?
— Нормально, ведь многие ребята копируют Сафина, Даша — свою сестру и кумира.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев:
– Еще до «Ролан Гаррос» мы встречались с отцом Марии Шараповой. И тогда решили, что она начнет выступать за сборную России со следующего года, когда окрепнет. Раньше же привлекать ее в команду было нецелесообразно. Маша слишком молода, и лишние турниры в календаре могли сыграть с ней злую шутку.
Андрей Белов
«Советский спорт»
27.11.2004
|
|
|
|